Сегодня возраст после 60 лет обозначают не как старость, а как возраст мудрости. Одна из главных черт возраста мудрости - это здравомыслие, а главная формула счастья – это сохранение активной жизни и собственного здоровья.
В отделениях социального обслуживания на дому ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск» обслуживаются граждане пожилого возраста и инвалиды, которым в силу возраста и имеющихся заболеваний становится всё труднее самостоятельно проводить мероприятия, направленные на восстановление и укрепление своего здоровья. Им на помощь приходят социальные и медицинские работники и созданная в 2022году «Школа здоровья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Более 100 человек стали участниками здоровье сберегающей программы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Все занятия, направленные на поддержание физической активности проводились с учетом возрастных критериев, диагноза и сопутствующих заболеваний, индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг.
Оздоровительная работа проводилась по нескольким направлениям. В целях поддержания физической активности и оздоровления пожилые люди осваивали различные виды гимнастики (общеукрепляющая, пальчиковая, для глаз), а также различные виды упражнений (для профилактики застойных явлений, профилактики остеопороза, запоров, упражнения направленные на совершенствование координации движения, для укрепления шейных мышц). Социальные и медицинские работники помогли желающим освоить технику скандинавской ходьбы, обучали приемам самомассажа и другим оздоровительным методикам. Регулярно организовывались совместные прогулки на свежем воздухе. Особое внимание социальные и медицинские работники уделили дыхательной гимнастике по методу А.Н.Стрельниковой, которая укрепляет иммунитет, повышает работоспособность, помогает справляться с хроническими недугами, приводит в тонус мышцы, улучшается память, внимание, обмен веществ. Для занятий с пожилыми людьми использовался только основной комплекс упражнений, т.к. более сложные необходимо делать под присмотром специалиста.
Не менее важным направлением в работе «Школы здоровья» было повышение когнитивной активности (занятия, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, воображения). В зависимости от возраста и желания социальные работники подбирали и проводили различные виды занятий: игра в шашки, шахматы, решение кроссвордов и сканвордов, заучивание стихов, решение логических задач.
В целях профилактики психоэмоционального состояния все занятия были направлены на то, чтобы побудить пожилых людей и инвалидов к активной деятельности, дать им заряд бодрости и отвлечь от мыслей о болезнях. При подготовке и проведении занятий учитывались увлечения и желания подопечных. Социальные и медицинские работники вместе с подопечными занимались сбором лекарственных растений, приготовлением фиточаев, рисовали, составляли пазлы.
Культурно – досуговая деятельность заключалась в сопровождении пожилых людей на культурно – массовые мероприятия, проводимые в Домах культуры, библиотеках. Некоторые клиенты вспомнили свои прошлые увлечения и смогли похвастаться музыкальными талантами. Так, один из наших подопечных в молодости был хорошим гармонистом. В результате заболевания стал все забывать, гармонь была заброшена. По инициативе социального работника опять взял в руки инструмент, заиграл и так постепенно шаг за шагом вспоминает мелодии, что положительно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Другой проживает один в отдаленной деревне. Любовь к музыке у него появилась еще в детстве. Первую свою балалайку он смастерил из доски, а позже уже смог купить за 15 рублей настоящую. Находясь в преклонном возрасте, он и сейчас часто берет в руки этот инструмент, играет для души, вспоминает молодость: какие пели песни, частушки, рассказывает какие были гулянья, вечерки, как отмечали праздники.
«Школа здоровья» предусматривала проведение просветительской работы с участниками, социальные и медицинские работники проводили беседы по различным темам: соблюдение здорового образа жизни, по профилактике и контролю заболеваний, по питанию в пожилом возрасте, по факторам, благоприятствующим долгожительству и др.
Регулярно социальные и медицинские работники вели контроль за основными показателями здоровья и оказывали содействие своим подопечным в проведении диагностических исследований. При необходимости сопровождали клиентов в медицинские учреждения, оказывали содействие в прохождении обследования у специалистов в «Поезде здоровья».
По завершению первого года работы «Школы здоровья», участники программы решили продолжать занятия потому, что программа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» позволила каждому получить полезную информацию по вопросам здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, принципам здорового питания, овладеть приемами самомассажа и некоторыми видами гимнастики, сформировать внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.